Настоящие корабли, только маленькие…

Владислав Григорьевич Светличный рассказывает о своём детском увлечении, которое стало делом жизни - судомоделизме.
Так случилось, что моя жизнь определилась в десятилетнем возрасте. Было это в городе Азов, в 1959 году. Два моих брата, которые были старше на 5 лет, агитировали меня заниматься спортом. Один ходил на секцию баскетбола, другой занимался в судомодельном кружке на станции Юных Техников. Для баскетбола не было соответствующего роста, да и обещание внимания противоположного пола не привлекало ещё по возрасту. Так и пошёл я в судомодельный кружок, где можно было научится строить настоящие корабли, только маленькие.
На фото сам автор - Владислав Григорьевич Светличный
Каждое лето мы ездили со своими моделями, сделанными за год, в Ростов на областные соревнования. Там собиралось до 20 команд со всей области. Модели были всех классов: парусники, ходовые (надводные, подводные), радиоуправляемые, скоростные.
Помню, как на первом своем награждении за 2-е место в своём классе (подводная лодка), я вышел за дипломом и призом. Мне должны были вручить коричневый лыжный костюм 46-го размера, а когда увидели меня ростом чуть выше стола, то поменяли приз на ящик с инструментом, счастлив я был до небес!
Модель корабля "La Renommee" крупным планом. Все сделано руками В. Г. Светличного
Потом были первые, третьи и снова вторые места. Модели делали по чертежам «Моделиста-конструктора», да по рабочим чертежам сейнера (подарок шефской судоверфи).
Однажды получили рабочие чертежи «Метеора» вместе с письмом от Алексеева, главного конструктора судов на подводных крыльях и экранопланов. Учились читать чертежи, старались понимать морские термины, осваивали станки, изобретали свою оснастку, красили, вили канаты для такелажа и т. д. В кружке я прозанимался до 10 класса.
Модель корабля "La Jacinthe" крупным планом. Все сделано руками В. Г. Светличного.
После школы служил на Северном флоте на АПЛ К-26, потом поступил в Кораблестроительный институт в Ленинграде и, закончив его, работал строителем на Балтийском заводе, где строил атомные крейсера.
С начала девяностых годов и до пенсии строил моторные яхты для зарубежных, а потом и для наших заказчиков. Разрабатывал дизайн помещений и исполнял всё это в металле, в дереве (в том числе из ценных пород), плитке, коже, материале. Я один из первых в России в 1996 году собственноручно настелил тиковую палубу без шпилек на яхте «Леди Анна» шведского заказчика. На моём счету 15 тиковых палуб, в том числе одна для руководства нашей страны, и ни одной рекламации.
Модель корабля "Friedrich Wilhelm zu Pferde" крупным планом. Все сделано руками В. Г. Светличного
На протяжении всего этого времени, я не забывал о своём хобби. Все свободное время занимался моделированием парусников, участвовал в соревнованиях, получал золотые медали чемпионатов России и Европы.
Все модели кораблей — полные копии реально существовавших кораблей. Весь такелаж: и стоячий, и бегущий сплетён вручную таким образом, каким плели в то время. Все узлы, я подчёркиваю абсолютно все, связаны так, как это было тогда. Работы по каждой модели велись по специальным монографиям, с репродукциями подлинных чертежей. Все модели изготовлены полностью вручную. От и до. Единственное, что покупалось — это дерево, нитки, ткань для парусов. Паруса прошиты вручную на столетнем «Зингере» с ножным приводом.
Такелаж модели корабля "La Renommee"
Модель корабля "Friedrich Wilhelm zu Pferde"
Фрегат «Friedrich Wilhelm zu Pferde» (дословно «Фридрих Вильгельм на коне») — был флагманом Военно-Морского флота Бранденбург-Пруссии с 1684 года по 1693 год. Корабль был спроектирован в 1680 году, а спущен на воду 25 апреля 1681 года в Пиллау. Стоимость постройки по тем временам оценивалась в 70 000 гульденов. «Friedrich Wilhelm zu Pferde» квалифицировался как фрегат Фридриха Вильгельма I — короля Пруссии, известного как «король-солдат». Корабль полностью сгорел и затем затонул 1 ноября 1693 года во время нападения трех французских кораблей недалеко от мыса Спартел. В вооружение «Friedrich Wilhelm zu Pferde» входило 60 пушек. Экипаж корабля колебался от 160 до 250 человек. Капитаном фрегата был Ян Ле Заге (Jan Le Sage).
Модель шхуны «La Jacinthe»
«La Jacinthe» — дословно переводится как «эйхорния отличная» (или «гиацинт»), это такое водное растение, которое растет в тропических районах Америки. Известно, что шхуну «La Jacinthe» построили в период с 1823—1824 гг. Во всяком случае утвержденный проект постройки датируется 12 февраля 1823 года и хранится в арихивах Службы Истории Мореплавания. «La Jacinthe» является одной из шести шхун построенных по одному проекту и относится к классу «Анемон» (кстати, это тоже растение более известное как «ветреница»). Шхуны класса «Анемон» были призваны служить охранными кораблями в Вест-Индской компании и в Синегале, следя за торговым судоходством на рейдах и в портах этих колоний. Помимо этого они выступали в роли посыльных суден для сбора информации. «La Jacinthe» в сентябре 1823 принимала участие в блокаде Кадиса. Шхуна «La Jacinthe» была разрушена в 1841 году.
Модель фрегата «La Renommee»
К сожалению, об этом фрегате почти нет исторических данных. «La Renommee» был спущен на воду во Франции, но дата спуска и название верфи не известно. 30-ти пушечный военный фрегат, несущий 8-ми фунтовые орудия. Это уникальный корабль, потому что «La Renommee» был одним из первых «современных» фрегатов, построенных в 1744 году в соответствии с концепцией Блэйза Оливера. Этот тип фрегатов оказался ключевым в эволюции этого типа кораблей потому, что, как написал Архибальд в книге «Деревянные военные корабли», «La Renommee» был захвачен англичанами в 1747 году, что дало толчок им начать строительство серии из фрегатов 5-го ранга, имеющим 30 пушек большого калибра, расположенных на второй палубе. Известный морской архитектор Чапман в своем трактате «Architectura Navalis Mercatoria» уделил много внимания этому типу фрегатов.
Сейчас, будучи уже на пенсии, работаю реставратором моделей кораблей в Центральном Военно-Морском Музее. Продолжаю участвовать в Российских судомодельных чемпионатах, но уже в качестве судьи республиканской категории. Однако и свои модели я не забываю. Строил, строю и буду строить!

Владислав Григорьевич Светличный
До встречи под парусами с нами!
© Яхт-клуб "Навигатор"
Поделиться в социальных сетях: